"СОЛНЕЧНЫЙ ОСТРОВ" детский развивающий центр

Вторник, 21.08.2018, 02:21

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Полезная информация » Полезная информация

ЛФК и массаж в реабилитации недоношенных детей

Моисеева Т.Ю.

ЛФК И МАССАЖ В РЕАБИЛИТАЦИИ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

ЛФК и массаж №1 2002, С.13-15

 

В последнее время особую актуальность приобрели проблемы состояния здоровья и отдаленного развития недоношенных детей с перинатальной патологией. Это связано с совершенствованием реанимации новорожденных, появлением новых способов лечения бесплодия и невынашивания. За последние 5 лет в полтора раза увеличилась частота патологии беременности, в 4 раза -частота тяжелой асфиксии при рождении. Частота недоношенности не имеет тенденции к снижению, а неблагоприятные качественные и количественные изменения факторов риска обусловливают частоту перинатальных поражений нервной системы, составляющую к настоящему времени более 80% и нередко ведущую к инвалидизации таких детей.

Основная задача профилактической медицины, педиатрии, в частности, противостоять этому, повышая "качество жизни" и уровень здоровья детей.

Растущий организм недоношенного ребенка, в частности его нервная система, обладает значительными компенсаторными возможностями, которые особенно велики в первые месяцы жизни и могут быть усилены ранней комплексной терапией, включающей медикаментозную поддержку, физические методы реабилитации, социальную адаптацию, закаливание. Среди многообразия мер воздействия ведущая роль принадлежит различным средствам лечебной физкультуры - массажу, гимнастике и упражнениям в воде. Эти воздействия, проводимые с первых дней жизни, жизненно важны для всех трех групп здоровья. Еще недавно основные методы восстановительной терапии недоношенных детей, особенно массаж и ЛФК, применялись после 3-4 месяцев, когда уже сложились довольно стойкие изменения со стороны двигательного аппарата и результаты даже интенсивно проводимой терапии на этом этапе далеки от желаемых.

Для успешного применения массажа недоношенному ребенку необходимо знать его морфофункциональные особенности, физиологическое воздействие применяемого метода на организм ребенка, четко знать показания и противопоказания к назначению выбираемых средств.

Основные направления лечебно-профилактического действия массажа и гимнастики.

1)Возрастание активности всех ферментов, что способствует нормализации обмена веществ, стимулирует окислительно-восстановительные процессы, вследствие чего организм получает значительные запасы энергии в виде АТФ, уменьшается склонность к ацидозу.

2)Оказывает большое влияние на процессы торможения и возбуждения в коре головного мозга с изменением подвижности нервных процессов то в сторону ослабления, то в сторону усиления (в зависимости от при меняемых приемов). Уравновешивание возбуждения и торможения является существенным моментом для полноценного замыкания безусловных и условных рефлексов и образования связей, создания условий, об легчающих проведение нервных импульсов, что способствует нормализации психомоторного развития.

3) Специально подобранные упражнения могут ослабить или даже устранить сформировавшиеся в ходе болезни патологические условно-рефлекторные связи и восстановить нормальную регуляторную функцию ЦНС.

4) Нормализация обмена веществ, дыхания, функции нервной системы способствует лучшей адаптации сердечно-сосудистой системы.

Нормализующее действие ЛФК сказывается и на работе пищеварительного тракта.

При нормализации физической активности происходит оптимизация работы симпатико-адреналовой системы, повышается устойчивость организма к действию низкой температуры окружающей среды. Стимулируется крово- и лимфообращение.

Под влиянием регулярных занятий ЛФК происходит нормализация тканевого метаболизма, а именно тканевого дыхания, являющегося необходимым компонентом функционирования всех органов и систем организма. Это способствует улучшению метаболических процессов во всем организме и, в частности, в коре головного мозга, в результате чего повышается регулирующая роль ЦНС, уравновешиваются процессы торможения и возбуждения, что приводит к нормализации функций всех органов и систем: дыхательной, пищеварительной и др. Этому же способствует и нормализация тканевого метаболизма отдельных органов. Улучшение их функционирования приводит к еще большей оптимизации метаболических процессов и их координации (повышается снабжение О2, улучшается всасывание необходимых веществ и т.д.).

Рекомендованы массаж и ЛГ недоношенным детям с перинатальными поражениями нервной системы с 14 дня жизни. Разумеется, подход при назначении занятий каждому ребенку должен быть строго индивидуальным, методики ЛФК необходимо дифференцировать в зависимости от степени зрелости ребенка, ведущего клинико-неврологического синдрома и соматического состояния ребенка.

Противопоказания для проведения массажа и гимнастики:

Временные

·         Тяжелое общее состояние ребенка, обусловленное кровоизлиянием в мозг, отеком, токсикозом, повторны ми приступами асфиксии или судорог, быстро нарастающей внутричерепной гипертензией, т.е. состояния, требующие проведения интенсивной терапии;

·         Сепсис (фаза разгара), язвенно-некротический энтероколит, острая фаза ОРВИ и пневмонии;

·         Тяжелая степень анемии недоношенных;

·         Пиодермия, экзема и другие распространенные заболевания кожи, гнойный омфалит;

·         Прогрессирующее падение веса или гипотрофия 2-3-й степени.

Задачи ЛФК

1.   Нормализация основных обменных процессов и со здание условий для оптимального протекания нервных процессов.

2.   Обеспечение нормального функционирования дыхательной системы.

3.   Обеспечение оптимального функционирования сердечно-сосудистой системы.

4.         Нормализация мышечного тонуса.

5.         Стимуляция соответствующей возрасту безусловно- и условно-рефлекторной деятельности, статических и локомоторных функций, т.е. предупреждение задержки психомоторного развития.

6.         Координация функции желудочно-кишечного тракта.

7.         Предупреждение и коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата.

8.         Повышение уровня неспецифической защиты.

9.         Профилактика и лечение ОРВИ. Срок начала занятий

Оптимальным сроком назначения ЛФК недоношенным детям с перинатальными поражениями нервной системы можно считать: при легкой степени поражения 14-й день жизни, при среднетяжелом поражении 18-20-й день, при тяжелом поражении 23-й день. Срок назначения сдвигается на 7 дней при недоношенности II степени и на 10 дней при недоношенности III степени. При наличии кровоизлияния срок назначения сдвигается до стихания острых явлений в среднем на 2-3 недели.

Рекомендуемые средства ЛФК:

Классический массаж: общий и локальный (расслабляющий и стимулирующий)

Точечный массаж

Сегментарный массаж

Физические упражнения: рефлекторные, пассивные, активные (в соответствии с уровнем развития ребенка)

Упражнения в воде, подводный массаж

Занятия лучше проводить в одни и те же утренние часы, через 40-60 минут после кормления на пеленальном столике. Дети, находящиеся в кувезах, получают первые сеансы массажа в кувезах при достаточном поступлении воздуха, обогащенного кислородом. Температура воздуха в помещении должна соответствовать особенностям недоношенного ребенка этого возраста и составлять 23-25°. В связи с несовершенством терморегуляции полностью обнажать ребенка на весь период занятий не рекомендуется. Открывается в первые дни только массируемый отдел, остальные лучше прикрыть пеленкой. Постепенно надо приучать ребенка к воздушным ваннам, соблюдая основные принципы закаливания.

Как сказано было выше, применение массажа зависит от клинической симптоматики перинатального поражения нервной системы. В основном ее можно разделить на две группы:

1.       С повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью.

2.       С синдромом угнетения.

1. У детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью все мероприятия должны быть направлены на снижение возбудимости и мышечного тонуса. С этой целью применяются:

Ø  Покачивания на мяче или в позе эмбриона.

Ø  Общий расслабляющий массаж, начиная с мышц воротниковой зоны, большой грудной мышцы, мышц рук (плечо, предплечье, кисть), ног (бедро, голень, стопа); используются приемы поглаживания, легкого разминания, потряхивания, вибрации, "валяние".

Ø  Точечный массаж (тормозной метод): проводится с помощью плавных, медленных вращений концом (по душечкой) указательного пальца в определенной точке (рис. 2) с постепенным нарастанием силы давления (ввинчивание), короткой задержкой на глубине и "вывинчиванием" с возвращением к исходному положению без отрыва от точки. Прием повторяется 3-4 раза, общая длительность воздействия до 2 мин.

Ø  Укрепляющий массаж мышц живота, ягодиц, спины, за исключением мышц шеи (при напряжении), межлопаточной области (при спазме межлопаточных мышц), ягодиц (при спастическом состоянии этих мышц).

Ø  Поэтому массаж детям часто назначают "дифференцированный", то есть соответствующий клинической симптоматике (мышечному тонусу).

Ø  » При обнаружении пареза руки, кисти или стопы, а также порочном положении конечности применяется локальный массаж с использованием приемов поглаживания, легкого растирания, разминания и вибрации, точечный массаж для выведения конечности в физиологическое положение и фиксация в этом положении с помощью повязки, лонгеты, "сапожка".

Ø  Рефлекторные упражнения для рук, ног и туловища (соответственно развитию ребенка), направленные на правильное положение конечностей и стимуляцию возрастного развития.

Ø  Упражнения в воде с использованием ручных поддержек, разработанных В.А. Гутерманом для грудных детей.

На спине:

Ø  "замком" под голову (4 пальца обеих рук сплетаются под головой и шеей, 2 больших пальца располагаются на ключицах).

Ø         "ухватом" под шею (большой и указательный палец обхватывают шею со стороны затылка и чуть сбоку). При этой поддержке освобождается вторая рука для проведения стимуляции, массажа и т.д.

На груди:

Ø         "ковшиком" (правая рука располагается "ковши ком" под подбородок, левая рука "ухватом" за затылок).

Упражнения в воде производятся в обычной большой ванне или специально сконструированном бассейне, обработанных обычным моющим раствором. Используется обычная водопроводная вода (при соответствии требованиям, предъявляемым к питьевой воде). Вода наливается индивидуально, в зависимости от длины тела (уровень воды должен доходить до подмышек ребенка, находящегося в вертикальном положении с опорой о дно ванны).

В период занятий используются проводки на спине, груди и отдых в вертикальном положении. Температура воды подбирается индивидуально, в зависимости от степени зрелости ребенка (от 36,5 до 37,5°). Продолжительность занятий постепенно увеличивается с 6 до 15 мин.

При сочетании массажа и упражнений в воде последние следует проводить не ранее чем через 1,5-2 часа после массажа, иначе возможна перегрузка. Бывает, что дети с синдромом нервно-рефлекторной возбудимости плохо переносят массаж. В таких случаях следует начинать с упражнений в воде, а затем через 5-7 дней подключать массаж.

2. При проведении массажа недоношенным детям с синдромом угнетения нервной системы нельзя забывать, что после периода мнимого благополучия может наступить фаза спастических явлений, поэтому к детям до 2-3 месяцев не следует применять сильно стимулирующие приемы массажа, следует ограничиться приемами:

§   поглаживания

§   легкого растирания

§  легкого разминания

§  стимуляции рефлексов врожденного автоматизма (как правило, они снижены или даже угнетены).

У детей с синдромом угнетения отмечается даже ослабление рефлекса сосания, что требует дополнительной специальной стимуляции по точкам.

   На уровне нижнего края щитовидного хряща у заднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы

   У верхнего края боковой борозды крыла носа

   На середине нижнего края орбиты глаза

   На 0,5 см кнаружи от угла рта, на месте пересечения с вертикальной линией, проходящей через зрачок

   На 1 см кверху и кпереди от угла нижней челюсти

   У нижнего края скуловой кости.

Стимуляция проводится плавными, медленными ввинчивающими движениями концов указательных пальцев с постепенным нарастанием силы давления и резким отрывом от точки или пунктирными, быстрыми надавливаниями. Одновременно стимулируются 2 симметрично расположенные точки. За один сеанс проводится стимуляция всех точек. Общее время воздействия 3-5 мин. Наиболее эффективное время выполнения процедуры - за 5-10 мин. до кормления.

Методика проведения занятий в воде с детьми этой группы отличается от предыдущей. Температура воды более прохладная (зависит от степени зрелости ребенка), до 36°. Поддержки используются те же, но во время занятий стимулируются рефлекторные движения и спонтанная двигательная активность. Эффективно с этой целью применение подводного массажа упругой струей (без душевой насадки).

Оптимальный курс лечения в стационаре 15 занятий. Далее курсы рекомендуется повторять.

Клинические и инструментальные методы исследования свидетельствуют о высокой эффективности своевременного применения ЛФК в системе выхаживания недоношенных детей с церебральными нарушениями. Применение массажа и упражнений в воде способствует оптимизации работы практически всех органов и систем недоношенного ребенка, нормализации его мышечного тонуса и рефлекторной деятельности - основы дальнейшего полноценного психомоторного развития.

 

Категория: Полезная информация | Добавил: aga (06.07.2010)
Просмотров: 8147

Поиск